Поиск
Единый телефон
Архивы
Приобщения младших дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию
Казакова Ольга Леонидовна
воспитатель
МБДОУ Д/С №41 «Росинка»
Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»
(В.А.Сухомлинский)
Нравственно-патриотическое воспитание – это одна из важнейших задач в дошкольных образовательных учреждений.
Целью патриотического воспитания является воспитание настоящего патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке, дедушке, к сестрам и братьям. Это корни, связывающие ребёнка с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Очень важно, чтобы наши дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, а так же малая Родина — это где мы живем.
Патриотизм – это тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала бы еще краше, богаче, стала бы могучей и крепкой державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать наших детей хорошими гражданами нашей страны.
Цель моей педагогической деятельности начать приобщать детей с младшего возраста к нравственно –патриотическим отношениям и чувствам сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Для решения поставленной цели я поставила следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому (растениям, лесу, животным).
- Воспитания уважения к труду взрослых.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям, к своим сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор впечатлений, получаемых ребенком это природа и мир животных; семья, родной дом, город, край, труд людей, традиции, то есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город Якутск — это частица нашей Родины, здесь живут и трудятся их родители, родные, помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы мы знакомим детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, через наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом может помочь мини- музей русского и якутского быта в нашем образовательном учреждении а так же посещение Краеведческого музея. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй, лучшими людьми, национальными праздниками.
Детей нужно научить знать:
- Имя, отчество родителей, где работают их родители.
- Название своего садика, группу.
- Уметь поддерживать порядок в группе, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать домашних и диких животных родного края, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города, название некоторых улиц, площадей.
В ходе работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети лучше стали знать о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.